Суббота
14.06.2025
17:13
Музыка
Категории раздела
Мои статьи [21]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Das Dorf Zentral

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Учитель рисования Ляленко Сергей Андреевич

    Ляленко Сергей Андреевич

    Мой дядя, Сергей Андреевич Ляленко родился 18 октября 1936 года в селе Красном. Но, уже в 1937 году, его отца по доносу близкого родственника арестовали.  Отца Сергея судила Тройка, приговорили к 10 годам лагерей и отправили в Коми АССР. (В это время там предполагалось построить Северную железную дорогу Архангельск - Кожва - Воркута - побережье Северного Ледовитого океана, научно-исследовательский институт в новом социалистическом городе Краснопечорск, нефтепровод Кожва - Чибью - Усть-Вымь, четыре нефтеперегонных завода, две судоверфи, завод по производству брома, радиевый и гелиевый заводы, брикетную фабрику, три электростанции и другие объекты). Первое время отец писал письма, что он занимается шорничеством и кузнечным делом (по специальности отец был кузнец, работал на Краснянском спиртзаводе). Через некоторое время письма стали приходить со стройки века, Беломоро-Балтийского канала. Затем переписка прекратилась и пришло извещение, в котором сообщалось, что отец умер от воспаления лёгких. В это же время мать Сергея, Анастасия Фёдоровна делала попытки увидеться с мужем, она даже выезжала из Красного в Ярославль, оставив годовалого Сергея на свою маму, у которой тоже был малолетний ребёнок-дочка Татьяна (Анастасия была старшим ребёнком в семье). Но, после получения повестки о смерти мужа вернулась в Новохопёрск, который в этот момент накрыл голод. Родители собирают Анастасию и маленького Сергея снова в дорогу, на этот раз спасая от голода и безработицы.

    Весть о начале войны застаёт мать и сына в городе Дзержинске, оплоте молодой химической промышленности Советского государства. Этот завод имел огромное и первостепенное значение для обороны. Только здесь впервые выпускалось органическое стекло для самолетов, различные взрывчатые и отравляющие вещества, по сути это был целый город-завод. Мать Сергея работала на ТЭЦ, рабочие жили и спали в одном производственном помещении, причём не делая разбора на половые и возрастные различия, ели в основном капусту и пили спирт, хлеба было очень мало. Каждый день с территории завода выносили гробы, что даже ходила поговорка "Завод ЯВА-то гроб, то яма". Фронт постоянно требовал ресурсы, поэтому с повышенной смертностью людей не считались, стране была нужна победа. Из-за недоедания, некачественной воды и аварийных выбросов ядовитых веществ в воздух у маленького Сергея перестала развиваться одна нога, он стал прихрамывать, его направили в заводской санаторий, но это не особенно помогло. Тогда его мать снова увозит в Красное к своим родителям, а сама возвращается на работу в Дзержинск.

    В это время посёлок Централь остаётся без своих жителей-немцев, их угоняют в ссылки, остаются дома, скотина, различные механизмы и техника. Жители окрестных сёл, испытывающие перенаселение и голод начинают переезжать на новое место жительства в оставшийся без хозяев посёлок. Тронулись в путь на телеге и дед с бабушкой Сергея, захватив с собой всех детей. Жить устроились в комнатушке при маслобойне у Малого пруда. Маслобойня была механизирована, там стоял паровой двигатель, он топился лузгой от семечек и будыльями подсолнечника, воду закачивали прямо из пруда, а сам паровик-локомобиль приводил в движение не только маслянный пресс, но и мельницу. Широкая лента днём и ночью вращала мельничные жернова, к маленькому заводику постоянно подъезжали и отъезжали обозы груженные зерном, мукой, семечками и жмыхом. Надо думать, что окрестные дети, в том числе и Сергей привлечённые сытным и ароматным запахом не стояли на месте, по возможности они принимали в пищу так называемые "Сычики", перемолотые и сдавленные машиной ядра подсолнуха, сытную и высококалорийную пищу.

    С переменой питания и чистым воздухом, здоровье Сергея пошло на поправку, он пошёл в школу, где весьма отличился в гуманитарных науках. Школа располагалась в нынешнем парке. Это было комплексное административное здание из дерева, выполненное в русском стиле, с резным фронтоном и наличниками, оставшееся от прежней владелицы, помещицы Половцевой, разводившей здесь лошадей. После покупки хутора немцами-меннонитами, к зданию было пристроено помещение из кирпича, с высокими потолками и большими светлыми окнами. Директором школы был Сиднивец Иван Анисимович, он заметил талантливого ученика, и даже подарил Сергею книгу на память за отличное декламирование стихов на одном из литературных вечеров. Недостаток в движении Сергей компенсировал чтением и рисованием,  и даже музицированием (Мой отец вспоминал, что в отрывном календаре печатались стихи на патриотическую тему, так вот Сергей после прочтения сочинял мотив к ним, и исполнял самолично только что придуманную песню). Непоседливость Сергея может характеризовать факт вступления его в ряды Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ): захватив с собой пару друзей, он на костылях отправился в город Новохопёрск, пройдя путь около 60 км, он вернулся с членским билетом.  После окончания школы Сергей принял решение ехать учиться в Ленинград. 

    Там жил его дядя Николай, уроженец села Красного, родной брат матери Сергея, фронтовик. В начале войны Николай добавил себе возраст и попал на фронт. После войны он женился на девушке Лидии перенёсшей блокаду, но детей она уже не могла иметь.

    Сергея встретили тепло, как родного сына, он поступает в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище. После многочисленных экскурсий по музеям и прогулок по Ленинграду впечатлённый Сергей приобретает фотопринадлежности и увлекается фотографией, на немногих его фото сохранились ставшими уже раритетными виды посёлка Централь 50-60-х годов, куда он приезжал на каникулах.

    Для повышения мастерства, освоения техники рисования он мастерит мольберт и рисует пейзажи, портреты, натюрморты. Для своих работ он использует мешковину, холсты, даже простыни, рамки делает сам, из подручных материалов, кусков дерева, обрезков (Не будем забывать, что посёлок Централь прежде всего степная, лишённая древесной растительности территория). У бабушки в доме висело много картин, одна была размером со стену, она висели над кроватью, на ней были изображены три девушки в венках. Самым знаковым и  для меня был портрет моего прадеда Фёдора Белоусова, которого я запомнил седобородым старцем увлекающимся рыбалкой на Большом пруду. Портрет долгое время висел в рамке у бабушки, его дочери. После успешного окончания училища Сергей возвращается в Централь и устраивается в Центральскую семилетку учителем рисования-черчения, музыки. Непреодолимая тяга к познанию окружающей реальности, заставляет Сергея совершить поездку в Ленинград, где ему делают специальную обувь, протез на ногу,  он бросает костыли и начинает ходить с палочкой. После этого встаёт на лыжи и бегает по окрестностям, заново открывая для себя окружающий мир, увлекаясь охотой, а также делая зарисовки и фото.

    Сергей умер рано, в возрасте 27 лет, вырвавшись из предначертанных ему судьбой оков и не прогнувшись перед чередой обстоятельств.  Сумев форсировать непреодолимый барьер и сломав стереотипы окружающих, он оставил после себя память, которая выразилась в его работах, а так же любовь к восприятию мира, которую он давал детям на уроках. Отображение действительности сельской глубинки, босоногие мальчишки, девушки в венках, мастер сапожник, иллюстрации к сказкам, акварели, масло, фотографии показывают нам быт 60-х годов. Неизвестно, какими его работами мы смогли восхищаться, если бы он продолжил свою художественную стезю. Многие из ныне живущих и здравствующих жителей Новохопёрска помнят его уроки и сохранили память о своём Учителе. К сожалению, 90-е годы не прошли мимо, огонь разрухи опалил и без того малую коллекцию его работ. Всё, что можно было спасти, включая фотографии  я и выставляю на всеобщее обозрение.
    Пусть люди, которым небезразлично творчество земляка, проникнутся, с каким трепетом и  любовью в своих работах Сергей открывал новые грани в окружающем его мире..
    Шарапов Д.В. (Записано со слов отца и личных, детских воспоминаний.)

    Здесь выложены сканы иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина, русским народным сказкам, ученические работы, портреты маслом, и другие работы художника. 

    Фотопортрет Сергея Андреевича Ляленко

    Прогулки на лыжах

    Работы Сергея: Акварель "Пионеры на бахче"

    Карандаш "Молодежь"

    Акварель: "Воззвание"

    Начальный лист ученического альбома (Пострадал от попадания влаги ранее)

    Иллюстрации к сказкам: "Аленький цветочек"

    Серия "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина

    Иллюстрация к сказке "Петушок-Золотой гребешок"

    Акварель "За околицей"

    Холст, масло. Портрет женщины.

    Категория: Мои статьи | Добавил: dasdorfzentral (08.08.2018)
    Просмотров: 690 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 4
    avatar
    1
    1 garnulja • 07:36, 16.03.2019
    Замечательная статья. И картины интересные.
    avatar
    0
    2 dasdorfzentral • 22:13, 21.03.2019
    Спасибо за проявленный интерес, некоторые вещи имеют свойство скрывать тайны...
    avatar
    0
    3 st4norlow • 13:01, 19.08.2020
    Вот так, в маленьком поселке жила-была история..
    avatar
    0
    4 garnulja • 14:07, 19.08.2020
    Дмитрий, никак не соберусь материал сделать. Интересно очень
    avatar