Суббота
18.05.2024
06:46
Музыка
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Das Dorf Zentral

    Транспорт и связь

    При создании этой страницы, были использованы воспоминания старейшего связиста нашего района, начальника связи Гундорова Николая Павловича, директора совхоза "Красная звезда" Абакумова Василия Михайловича,  начальника почты посёлка Централь Шараповой Валентины Михайловны. Кроме того, в оформлении использовались фото с просторов интернета у которых есть свой автор. Личные фото я помечаю отдельно.

    Транспорт и дороги. Связь.

    С древнейших времён люди использовали связь как средство обмена информацией.  Для этого использовались световые, дымовые сигналы, барабанная дробь, колокольный звон и звуки труб. Для почтовых сообщений использовали голубиную почту, гонцов, пеший и конный ход. Так, в 19 веке, в посёлке Аверинка существовал постоялый двор, он был деревянный и двухэтажный. Дело в том, что этот посёлок стоял на перекрёстке дорог, и представлял собой в буквальном смысле дорожный узел, основное направление которого было на север, к городу Новохопёрск. Это было удобное направление для передвижения, во-первых прямая дорога, без естественных преград в виде балок и оврагов, во-вторых расположена на водоразделе, в отсутствие влаги, и высыхала не в пример раньше чем в низине, где заболоченная почва даже в мае была непроходима. В 19 веке город приобрёл особый статус, из-за пролегавшей неподалёку железной дороги, с вводом в действие которой увеличился пассажиропоток, окрепли торговые связи, в разы увеличился товарооборот. Увеличилась нагрузка и на дорогу от посёлка Аверинка до села Пыховка. Дорога превратилась в скотопрогонный шлях, для этого специально была расширена до ста метров полоса прогона животных, которых гнали в скотоприемник или на железнодорожную станцию для погрузки в вагоны. На карте ниже видно, что посёлка Централь и дорог к нему нет, но причина в другом, на карте обозначены только стратегически важные направления и дороги.

    Дорога на Пыховку

    Ремонт моста через реку Савала. 2020 г.

    Новый грейдер. Пыховка. 

    Карта 1940 года, на которой видно количество и направление дорог в посёлке Аверинка.

    На проезжем тракте, который использовался для различных нужд, прогона скота, перевоза почты и прочих грузов не было источников воды на протяжении почти 22 км, а это большое расстояние и для пеших путников и для подвод, которые почти до 60-х годов запрягали волами, кони были в цене и редко использовались. Дорога представляла собой обычный убитый копытами и колёсами повозок просёлочный тракт, лесных полос не было, они появились в 50-х годах 20 века, И если в летнее время для конной упряжи требовалось около 2-3 часов хода до ближайшего водопоя, который находился в селе Пыховка, то на волах это время увеличивалось до 5-6 часов, путник же покорял это расстояние за 4 часа. В осеннюю хлябь или весеннюю распутицу, которые на месяцы время увеличивалось вдвое, да так, что многим путникам приходилось ночевать в дороге, в посёлке Пыховка, не добравшись до станции-города Новохопёрск. В зимнее время дорогу переметали снежные заносы, и ход по ней почти замирал, лошади ходили по брюхо в снегу, нередко сани не выдерживал наст и они проваливались в снег, доставляя ещё большее мучение выбившимся из сил тягловым животным. 

    Участок старого грейдера в наши дни. Фото сделано на участке от посёлка Рожновка и поворотом на Первомайский родник

    Старый грейдер в августе

    Съезд с перекрёстка на старый грейдер в сторону Пыховки. Зима.

    Асфальтированный участок дороги на Аверинку от перекрёстка Централь-Рожновка.

    Вид участка дороги на Централь от Рожновки.

    Старый грейдер от Курячего в сторону Пыховки, видны купола церкви. На горизонте городские силуэты.

    Село Пыховка в конце августа. Наши дни

    Естественно, посёлок Аверинка являлся ключевым местом ещё и видимо (одна из гипотез): -По иному была организована передача сообщений в период монголо-татарского нашествия. Тогда организация связи представляла собой систему почтовых стоянок – ямов, вдоль основных дорог. Ямы (роваты) располагались на расстоянии 15-20 км друг от друга, в пределах дневного конного перехода, охранялись специальными войсками. Состоящие на службе гонцы «ямчи» снабжались ханскими ярлыками «пайцзы» – это серебренная или бронзовая, в зависимости от ранга, табличка размером приблизительно 3 на 6 сантиметров, с указанием на ней данных владельца. Предъявление «пайцзы» давало возможность беспрепятственного перемещения по дорогам, прохождения ханских застав, получения пропитания, ночлега и замены необходимого количества лошадей в «ямах». Повинность по содержанию «ямов» и его служащих возлагалась на близлежащее население и называлась «ямской приказ». В отличие от системы связи, организованной при арабском халифате, монгольская система связи имела эстафетный принцип действия – от «яма к яму», и поэтому была более эффективной.

     

    Связь в 20 веке

    В 50-х годах прошлого века, в посёлке Централь имелся телефонный коммутатор на 30 абонентов, абонентами были все важные и ключевые объекты в посёлке: энергобаза, скотный двор, мехдвор, контора, школа и отделения совхоза. Связь в посёлок приходила по воздушной линии, для этого от села Пыховка были установлены опоры, на которых натянуты металлические провода. Линия проходила сначала в гору, к посёлку Курячему, потом уходила вправо по-над оврагом Ольховаткой через посёлок  Новоольховатский к посёлку Камышановка мимо сепараторного пункта, затем огибала пруд и входила в посёлок Централь к зданию почты, которое располагалось за современным зданием столовой. От здания почты линия уходила в сторону посёлка Рожновка и по достижении старого грейдера поворачивала вправо, на посёлок Аверинка, где заходила в здание радиоузла, где механиком был в то время Косенко Павел Кузьмич, он жил в одном здании с радиоузлом.

    Почта в 50-е годы

    Виды опор

    Карта воздушной, проводной линии связи с городом. Направление стрелок показывает очерёдность посёлков.

    Начальником почты в посёлке Централь был Киселёв Александр, у которого было специальное образование, в штате находилось несколько почтальонов. Почтальоны были в каждом селе, у них имелись велосипеды, гужевые повозки и сани, которые запрягались лошадью. Кроме того, у начальника почты в специальном сейфе, оборудованном сигнализацией, хранился пистолет ТТ, который начальник почты брал с собой при сопровождении особо ценных грузов, а также финансовых документов и денег. Для доставки почтовых отправлений в посёлок Централь, в районном отделении имелись грузовые автомобили с будками, в которых складывались и опечатывались посылки, бандероли и периодика.  При сопровождении особо ценных грузов начальник почты непосредственно осуществлял контроль за целостностью и сохранность груза. Возле почты имелась коновязь, у которой привязывали своих каурок почтальоны из ближайших посёлков приехавшие за почтой. Следует пояснить, что в магазинах не имелось большого ассортимента товаров, поэтому люди общались с помощью писем или использовали в срочных случаях телеграммы, а посылок приходило и уходило великое множество.  Сюда можно приплюсовать и периодику, которой было очень много и на разные интересы.

    Для этого создал специальный раздел, смотреть здесь.

    В 60-е годы ситуация со связью кардинально изменилась. В парке, на берегу пруда было построено новое здание радиоузла. В нём разместилась современная декадно-шаговая АТС на 50 номеров, которая позволила разгрузить начальника почты от управления коммутатором и вывести в автоматический режим соединения абонентов,  а трансляционный усилитель ТУ-600 беспрерывно обеспечивал радиопередачами все радиоточки посёлка. Это было просторное здание, углы и столбы которого были выложены из красного кирпича, а стены забраны саманом. Окна были большие, здание было поделено на две половины, левый вход предназначался для технических помещений, правая сторона-жилая, из двух комнат. Обе половины отапливались своими печками. Кроме того, для бесперебойного обеспечения радиоузла электроэнергией на случай непредвиденных обстоятельств, а также видимо по линии ГО (Гражданской обороны), в 50-ти метрах от радиоузла было выстроено небольшое здание энергобазы, в которой размещались два бензоэлектрических генератора и один дизельный. Приведу такой пример: в 70-е годы, в зимнее время, в бури, частенько пропадало электричество, наша семья уже проживала во второй половине радиоузла (моя мама была начальником почты и ей выделили квартиру в освобождённом от предыдущего начальника), отец сделал переноску от радиоузла, и подключил к ней настольную лампу, так мы коротали зимние вечера при авариях на линии электропередач, ремонт которых иногда продолжался до начала светового дня. 

    Здание бывшего радиоузла

    Телефонный справочник 1992 год.

    А ещё у нас была экспедиция.

    Коллектив Центральской почты на фоне памятника у клуба

     

     

     

    Страница находится в режиме создания и редактирования