Суббота 18.05.2024 08:46 |
Приветствую Вас Гость Главная | Регистрация | Вход | RSS |
|||||||||||||||
|
Das Dorf ZentralПосёлок ДубовойПосёлок Дубовой. Колхоз Красный Октябрь. Лоло Октябрь.
Располагался у вершины балки поросшей небольшим лесом. В центре посёлка была организована запруда, или по другому пруд. В наших засушливых местах, источник водопоя являлся источником и центром жизни. Поэтому, при заселении, первопоселенцы обычно насыпали плотину и организовывали запруду, которая по весне наполнялась талой водой с окрестных полей, снега всегда было вдоволь, за несколько исключительно засушливых лет. Оставалось только следить за уровнем воды в период интенсивного снеготаяния. Это были обычно некоторые хитрые гидросооружения, в виде обводных канав, которые располагали подальше от плотины, дабы при половодье не прорвало насыпь. Далее уже выстраивалась линия домов, в самом простом варианте однорядный, в других в виде буквы Г, или в два ряда с центральной улицей посередине. Самыми первыми жителями являлись переселенцы с Украины, в 30-е годы после волны репрессий, поселок опустел, на пустующие земли были поселены цыгане и организован колхоз "Лоло Октябрь". В 40-е годы в нём проживало (числилось) 148 человек. В основном это были большие семьи цыган, которые занимались земледелием, полеводством, выхаживали скот. Кроме того, в посёлке была организована школа, в которой обучались дети колхозников. В личных хозяйствах выращивали кукурузу, подсолнух, фасоль, просо, бахчевые культуры и коноплю. Конопля конечно же выращивалась для нужд сельского хозяйства и обороны. Ещё в 30-х годах коноплеводство при советской власти поощрялось, а членами ЦК даже был утвержден приказ о введении дополнительных льгот для колхозников, которые выполняли планы по сбору урожая. Кроме того, в личных подворьях содержали коров и телят, овец и коз, поросят. Удивительно, но вот коней в личных хозяйствах колхозников-цыган не наблюдалось.
Выдержка из интернет-публикаций Николая Андреевича Коваленко "Воспоминания". Петрозаводск. 2003 Статья И.А. Сиднивец в рубрике "Народный журналист" в районной газете "Вести" На снимках 2018 года: Вид на посёлок
Бывшая улица, ныне распахана, просматриваются желтоватые пятна, по всей видимости от применения глины при постройке дома. Обломки керамической посуды в пахоте. Обломок кирпича, применялся для постройки печей и дымоходов. Осколок толстого стекла. Вид на заросший пруд и плотину. Дно пруда высохло совсем недавно, в зарослях тростника следы кабана. Непроходимые заросли ежевики, цветущей, и уже со спелой, сизой ягодой. Одичалая грушня, плоды весьма съедобны, повреждены плодожоркой. Камни, в большинстве своем использовались для фундамента. На переднем плане, следы "Черных копателей", но кроме обломков кирпича и камней, здесь по определению ничего быть не может, ибо поселок был обычных сельских тружеников. Кусочек черепицы, для наших мест необычно, солома и камыш гораздо чаще использовались при покрытии кровли.
Вот что пишет по этому поводу наш журналист Светлана Еремеева в своей статье Два «октября» — немецкий и цыганский. Новохоперские цыгане помогли Сличенко С таким пожеланием счастья более шестидесяти лет назад большая толпа цыган провожала со станции Новохоперск в Москву щупленького паренька Колю Сличенко. Сейчас народному артисту СССР, певцу, актеру, художественному руководителю знаменитого цыганского театра «Ромэн» Николаю Сличенко под восемьдесят. В России его называют королем цыган и князем русского романса, японцы окрестили на свой лад «господин «Оци Церни». В Париже после концерта в Олимпии искушенные французы несли его на руках. На Площади звезд в Москве заложена его именная звезда. Именем артиста названа одна из звезд в небе. А начиналось всё на новохоперской земле… Был когда-то в Новохоперском районе, недалеко от поселка Централь, хутор Дубовое. Он известен тем, что в 1930-х годах здесь был организован единственный в районе цыганский колхоз. Просуществовал он не очень долго, но пользу принес большую. Не будь того цыганского колхоза, возможно, мир не получил бы великого артиста. Два воспоминания. Николай Сличенко родился в Харькове. В войну на его глазах немцы расстреляли отца. О том, что было после, он рассказывает в одном из своих интервью: - В марте 1943 года мы выехали из Харькова. Помню, как мы покидали город: ночь, наша кибитка, запряженная голодной клячей, еле тащится по разбитой дороге, а немецкие самолеты бомбят беженцев с воздуха. Из повозок все разбегаются, зарываются в снег, и только мы сидим, не двигаясь. Мама прижимает нас к себе и накрывает иконой: мол, если погибнем, то вместе. Мама отправила меня в цыганский колхоз «Лоло Октябрь» - был такой в Новохоперском районе Воронежской области. Надеялась, что там я хоть немного отъемся. В колхозе жили мои родственники - не близкие, но родная все-таки кровь. В этой деревне меня приняли, приютили: в каждом доме я был, как сын, брат, - близкий человек, одним словом. Мне давали кусок хлеба, усаживали с собой за стол. Потихонечку я там рос, помогал взрослым, был учеником кузнеца. Шло время, война закончилась, а я по-прежнему оставался в цыганском колхозе. Какие бы житейские беды цыганам ни выпадали, они не унывали. Вечерами молодежь собиралась у костра, пела, плясала - ну и я старался от остальных не отставать. И чем больше взрослел, тем чаще мне почему-то говорили: «Тебе бы, Никола, в Москву - есть там театр «Ромэн». Шел не то 1949-й, не то 1950-й год - мне уже было тогда 16 лет, и я понимал, что все это несбыточные мечты. Ну о чем разговор? Кто я такой? Где Москва, где цыганский театр? Но мысль стать артистом запала в душу, и как-то, когда в очередной раз на эту тему возник разговор, спросил: «А как мне туда добраться? Каким образом дойти до Москвы?». И тут седой цыган затянулся своей трубкой и обвел всех взглядом: «Ну что, ромалэ, поможем парню?» Колхозники ведь тогда зарплату не получали, за галочки работали. Несколько семей скинулись по полмешка пшеницы, продали зерно и на вырученные деньги купили мне билет до Москвы. Таким вот образом меня собирали в дорогу. Провожали толпой, от мала до велика, посадили в вагон. Билет был в один конец... А вот что вспоминает жительница города Воронежа Нина Анисимовна Горшнева (в девичестве Сиднивец): - Я родилась на хуторе Дубовое. Он был маленьким – всего-то двенадцать двориков. И практически все жители приходились друг другу родственниками. Жили неплохо, у родителей своя мельница была, подворье. Трудились от зари до зари. А когда началось раскулачивание, почти весь хутор попал под выселение. Объявили кулаками и нашу семью. Нас уже собирались отправить в Казахстан, но отец написал старшему сыну в Москву – тот служил в кремлевских войсках. И вскоре в сельсовет пришло письмо от самого Калинина с требованием оставить в покое семью красноармейца. Так мы остались в поселке одни. Было скучновато. Но очень скоро – веселья стало хоть отбавляй. В Дубовое переселили цыган. В поселке был образован цыганский колхоз. Он назывался «Красный Октябрь», а в скобках писали «Лоло Октябрь». В те годы советская власть вела кампанию по приобщению цыган к земледелию. Цыгане оказались порядочными людьми, вначале категорически отказались вселяться в чужие дома. Жили в своих шатрах, в яблоневых садах. «На чужих слезах мы обосновываться не хотим!» - заявил новой власти представитель цыган Михаил Иванович Бобров. Привыкали мы к новым соседям и их быту с опаской. Помню, мама очень волновалась, а отец ее успокаивал: «Поживем, увидим». По вечерам слушали цыганские романсы, бравшие за душу. Первое время я даже училась в цыганской школе, поскольку русской поблизости не было. Там мы жили на полном государственном обеспечении: ходили в форме, питались бесплатно, что тогда считалось большой редкостью. Учиться, правда, приходилось по учебнику Панкова на цыганском языке. Буквы русские, а диалект слух режет. Но цыганский язык мне давался легко. Позже я стала учительницей в этой же цыганской школе. Колю Сличенко я помню. Он приехал в колхоз вместе с дедушкой откуда-то из Харькова. Поселились харьковчане в доме известного цыгана, снявшегося в фильме «Последний табор». Мальчишкой Коля был озорным и веселым, хорошо пел и танцевал. Вместе с ним и другими ребятами мы давали концерты для полеводческих бригад. Позже я вышла замуж за военного, приехавшего в отпуск в наши края. На регистрацию пришли все. Цыгане с танцами и плясками сопровождали нас с Сашей до самого сельсовета, где мы и расписались. А потом я уехала с мужем. А моя сестра связала свою жизнь с цыганом, и всю жизнь они дружно прожили, хороших сыновей вырастили…
*** Кстати, в дополнение к этому рассказу – несколько любопытных фактов. В 1927 году для цыганского языка в СССР была разработана письменность на базе русского алфавита. Главное правило этой письменности - пиши, как слышишь. Цыганский алфавит включал 32 буквы. В нем было две буквы «г» - обычная и дополнительная буква ґ (для г-фрикативного, южно-русского), а буквы щ, ъ отсутствовали. В цыганском языке 6 падежей: нет родительного и предложного, зато есть отложительный и притяжательный. Выходили книги, журналы, учебники, словари на цыганском языке. У истоков издательской деятельности цыган стоял крупнейший деятель цыганской культуры поэт и переводчик Николай Панков (тот самый, по чьим учебникам учились в новохоперском цыганском колхозе). В Москве был открыт первый в мире цыганский педагогический техникум.
Нужно отметить, что новохоперский «Лоло Октябрь» продержался по сравнению с другими цыганскими колхозами достаточно долго. К 1938 году по стране было создано 52 цыганских колхоза. Но большинство из них либо быстро распались, либо были уничтожены в ходе фашистской оккупации и никогда больше не возрождались. Колхозная система сама по себе полностью противоречила цыганской ментальности. Подавляющее число кочевников не испытывало тяги к земледельческому труду, не обладало необходимыми навыками. В Чувашии, например, история цыганского колхоза закончилась не начавшись. Цыганам только успели выделить землю, как они исчезли. В результате местный сельсовет отчитывался: «Коллектив кочующих цыган под руководством старшего Лебедева в настоящее время на территории сельсовета не находится, а где они – об этом сельсовету неизвестно…» В 1950-х годах, когда началось укрупнение хозяйств, «Лоло Октябрь» в поселке Дубовое влили в другой колхоз. Цыгане стали уезжать в поселок Новохоперский. Обосновывались в Кочерге. Дома там были дешевые, и рынок рядом. Вскоре Дубовое опустело, а потом и вовсе исчезло с лица земли. В Кочерге до сих пор живут потомки председателя цыганского колхоза Михаила Ивановича Боброва. Того самого, который отказался вселяться в чужие дома. И этому есть объяснение – до того, как он оказался в цыганском колхозе, его семью в Богучарском районе тоже раскулачили, а их выгнали из дома. Именно Бобров приходился родственником матери Николая Сличенко. Он же, как председатель колхоза, отправлял юношу в Москву. Рассказывает внук Михаила Ивановича - Юрий Борисович Бобров: - Дед в цыганском колхозе был в большом почете. Цыгане, конечно, не всегда стремились работать, иногда могли сказать председателю: «Подожди, у нас свои дела». Но он следил за этим строго. Его слушались. У многих за работу и почетные грамоты были, и вымпелы разные. У деда было 9 детей. И Сличенко он приютил. А когда тот уезжал в Москву, отдал ему свои сапоги. Когда Сличенко учился в Москве, цыгане передавали ему гостинцы. Дед умер в 1962 году. Похоронен в Кочерге. Конечно, он уже знал, что Сличенко достиг успеха. И радовался этому. Михаил Иванович Бобров чуть-чуть не дожил до того дня, когда Николай Сличенко вернулся в Новохоперск и дал в клубе железнодорожников один-единственный концерт. Было это в начале 1970-х годов. Клуб был переполнен. Воспоминания о том концерте новохоперцы хранят как легенду. |
Copyright MyCorp © 2024 | uCoz |